Эффект Хааса

В статье приводится описание эффекта Хааса, очень часто упоминаемого в литературе и в интернете, однако вразумительное описание в интернете, а тем более в российском сегменте отсутствует. По книге «Computer Speech: Recognition, Compression, Synthesis»

Одним из удивительных следствий бинаурального слуха является эффект предшествования или «закон первого волнового фронта». Был описан принстонским физиком Joseph Henry. Генри наблюдал, что когда два похожих звука достигают слушателя из разных направлений в быстрой последовательности, слушатель слышит только одиночный звук, пришедший с направления звука, который быстрее достиг уха.

Появилась гипотеза, что эффект предшествования развился у человека из-за того, что в реверберирующей среде (а это может быть плотным лесом или пещерой), направление первого волнового фронта указывало на хищника или на источник еды.

В 1950 году Helmut Haas (Гельмут Хаас) в своей диссертации показал, что более поздние звуки могут превосходить первый звук по интенсивности до 10 децибелл без ощутимой смены направления.

Так называемый эффект Хааса позволяет улучшить уровни звука в громковорительной системе посредством излучения усиленных, но задержанных сигналов, еще не слышимых ухом человека и не отвлекающих от основного, более слабого источника. Впервые такая система была установлена в 1953 году в соборе святого Павла в Лондоне. Дворец Конгрессов московского Кремля — пример помещения, где искусственная реверберация полностью доминирует над естественным звуком. Реверберация производится подземными камерами дворца и передается в главный зал по трубам.

Эффект предшествования можно хорошо продемонстрировать в забавном эксперименте, который впервые провел исследователь Phillips. Тоновый сигнал подается на два громкоговорителя, левый испускает только короткий переход и затем уровень звука уходить в ноль — в тишину, правый громкоговоритель излучает слегка задержанный и более стабильный тон. Из-за эффекта предшествования звук будет слышен из левого громкоговорителя.

В ревереберационной среде слушатели постоянно воспринимают тон как продолжающийся из более тихого громкоговорителя и удивляются, когда демонстратор эффекта отключает питание от левого громкоговорителя и отключенный громкоговоритель кажется источником звука. Интересно, что этот парадоксальный эффект восприятия работает только в среде с боковыми отражениями, где стереофонические маркеры стабильного тона (разницы в амплитуде и фазе) являются неоднозначными из-за многократных отражений. В этом случае ухо цепляется только за один неоднозначный признак звука — того, который пришел быстрее.

Точно так же может удивить и так называемый эффект «коктейльной вечеринки», который позволяет слушателю с бинауральным восприятием подавить нежелательные звуки, направления которых не совпадают с желаемым сигналом.

Похожий по смыслу с эффектом Хааса подход может быть полезен и для более прозаических задач сведения музыки и получения эффектного звучания. Creg Allen в своих размышлениях на тему звука в компьютерных играх ( книга Mixing, Recording, and Producing Techniques of the Pros: Insights on Recording Audio for Music, Video, Film, and Games) приводит пример получения эффектного «большого» и объемного звука — например, взрыва. Пропустив звук взрыва через компрессор (Alesis 3630 к примеру) и заставив его звучать на 50-100 мс после необработанного звука; ухо будет ощущать звук громче и больше, чем просто компрессированный звук. Это можно объяснить тем, что ухо и мозг фокусируется на опознании того, что заставило произвести такой звук. Необязательно должно быть громче, но уши погружены в прослушивание этого звука. Так как они заняты этим несильным звуком, разум не ожидает появления следующего — более сильного.

Еще одна полезная техника, которая понадобится, если из-за того что вся частотная полоса заполнена, но хочется, чтобы определенный звук пробился и прозвучал ярко в общем миксе. Подход часто используется при озвучивании автомобильных погонь — которые содержат звуки двигателя, выстрелы, пробуксовки колес. Если хочется услышать именно звук пробуксовки, то необходимо вырезать крошечные куски звука шина (всего лишь порядка пары миллисекунд). При прослушивании только звука пробуксовки это будет слышаться как заикание. Но если проиграть микс целиком, то внезапно мы услышим отчетливый звук визжания покрышек. Мозг знает о пробелах в звуке и пытается заполнить их. Ухо определяет пустоты, но пытается заполнить эти крошечные прерывания звука и наше сознание слышит скрип покрышек намного яснее. Это работает не всегда, но в некоторых это существенно помогает услышать определенный звук в общем миксе.

И напоследок видео о том, что такое эффект Хааса и как использовать его в миксе. Один из основных выводов — эффект Хааса — отличная замена обычному панорамированию, в частности искусственному — при получении стерео сигнала из моно.

Ссылки по теме: