Дисторсия как инструмент микширования

За пределами эквалайзера

Представим себе ситуацию, в которой эквалайзер ничего не может предложить для добавления яркости в канале с бас-гитарой или синтезатором, где высокие частоты не выражены. Это может быть потому, что фильтр нижних частот срезал верхние частоты или просто, потому что использовался генератор колебаний с ограниченной полосой. В таком случае в верхней части спектра может не оказаться энергии и эквализация будет бессильна изменить субъективное звучание. Единственная альтернатива – создать новые высокочастотные компоненты, которых раньше не было.

В этом случае, когда инструмент не генерирует частотные компоненты в требуемой частотной области и эквалайзер не исправляет положения дел, частотные компоненты могут быть просто недостаточно плотными для ощущения полноты балансы, с помощью эквалайзера не удастся настроить удовлетворительное усиление. Звук ощущается либо слишком маленьким, слабым, так как область спектра недостаточно «плотная» либо ощущается слишком большим, так как некоторые частоты в этой области спектра слишком выделяются из баланса. Увеличение плотности гармоник позволяет спектральной области остаться плотной в миксе без отдельных торчащих частотных компонент.

HarmonicDensity
На верхнем графике плотность гармоник меньше плотности гармоник на нижнем графике. Если гармоники не достаточно плотные, то дисторсия поможет их уплотнить

Инструмент, который может помочь в таких сценариях – дисторсия (Distortion). Эффект дисторсии широко используется в профессиональных кругах при микшировании, но достаточно часто игнорируется в небольших студиях. Хотя обычно люди стремятся минимизировать дисторсию во время звукозаписи, не стоит недооценивать её творческие возможности в миксе. По своей сути устройства дисторсии добавляют новые гармоники к обработанному сигналу, так как частоты тем или иным способом связаны с исходным сигналом, в них остается музыкальность. Вкратце, дисторсия позволяет изменить тембр звуковой дорожки без существенного изменения музыкальной функции в аранжировке. Дисторсия сейчас почти так же широко распространена как и эквалайзеры. Rich Costey использует дисторсию на главных вокальных треках. «Сегодня общепринято, что дисторсия для вокала почти то же, что дисторсия для гитары или баса. И, как правило, когда я свожу записи для других людей, то использую дисторсию для вокала, независимо от того, знают об этом люди или нет!». Возможно наиболее известное устройство для дисторсии в миксе – Tech 21 SansAmp, которое может сделать многое в работе над современным миксом, особенно если вас зовут Tchad Blake: “Обычно я ставлю одно на бас, одно на ударные, одно на малые барбаны(snare). Удивительно, как маленькая дисторсия делает длинный путь». Большой проблемой при использовании дисторсии в миксе, тем не менее, остается сдерживание добавления гармоник только на желаемых частотах. Ниже немного советов о том, как держать все под контролем.

Во-первых, хорошо иметь различные устройства дисторсии, из которых можно выбрать нужное для микса. Существует множество электрических устройств, которые могут создавать музыкально полезную дисторсию и многие из них смоделированы в цифровом виде в различных плагинах: магнитофон, гитарные усилители, педали эффектов, мягкий клиппинг, электронные лампы, транзисторы и трансформаторы. Многие из плагинов имеют большой выбор пресетов, предлагая широкое изменение звуков и даже нет необходимости понимать что-нибудь о том, как они работают, достаточно просматривать списки пресетов и искать что-то, что добавляет полезный эффект для звуковой дорожки. Даже lo-fi цифровая дробилка битов(bit-chrusher) может случайно оказаться полезной. «Дисторсия создает контраст между дорожкой и остальной песней» — говорит Serban Ghenea. “Нет нужды в большом количестве дисторсии, но она может сделать грандиозную разницу». Помните, однако, что цифровая дисторсия с этих устройств имеет тенденцию быть гораздо менее связанной со входным сигналом в плане музыкальности, поэтому проверяйте на неприятные негармоничные добавленные гармоники, особенно для тоновых инструментов.

Во-вторых, некоторые процессоры дисторсии имеют изобилие органов управления, но если быть честным, то жизнь слишком коротка, чтобы тратить годы, разбираясь, что значат большинство из них, поэтому стоит просто залиться маниакальным смехом и начать вращать рукоятки. Что действительно важно, так это то, как сильно их повернуть. Если обращаться с процессом дисторсии умеренно, можно получить неуловимое уплотнение звука, тогда как если удариться в высокий уровень дисторсии, можно будет с трудом различить исходный звук среди добавленной каши в частотной области. Если в модуле дисторсии присутствует орган управления с название Drive или Gain, то это то, на что стоит уделить свою внимание в первую очередь. Если такого органа управления нет, то управлять уровнем дисторсии можно путем изменения уровня сигнала на входе устройства дисторсии.

HarmonicDensity
Различные беслпатные плагины дисторсии (сверху вниз):
выпрямительная дисторсия( GSVT's GRect),
клиппирование с переменным изгибом( GVST's GClip),
магнитофонное насыщение (Jeroeen Breebaart's Ferox),
ламповая дисторсия (Silverspke's Ruby Tube) и трансформирующая дисторсия (Bootsy's Tessla SE)

Высокоскоростные эффекты модуляции:


Другой путь добавить плотность гармоник в сигнал – обрабатывать его с эффектами частотной модуляции. Можно выбрать их частотной модуляции, амплитудной модуляции, кольцевой модуляции и любой вибрато/тремоло/auto-wah плагины, в котором можно установить частоту модуляции выше 20кГц. Хорошо, если Вам хочется узнать механизмы, с помощью которых работают эти эффекты, но это совсем необязательно — можно просто использовать эффекты в миксе, просматривая пресеты. Единственно важный контрол, о котором нужно знать обычно называется глубиной модуляции (Modulation Depth) и просто определяет количество добавленной частотной информации.

Что можно быстро заметить, так это то, что частотные добавления этих эффектов не музыкальны по отношению к входному сигналу, и поэтому обычно они вводят диссонанс в тоновые партии. Хотя простые мелодические партии можно привести к музыкальности с помощью экспериментирования с частотой модуляции, на практике больше шансов получить полезный результат с нетоновыми звуками. Но иногда и немузыкальные эффекты могут пойти на благо, например можно использовать кольцевую модуляцию для того, чтобы добавить рычание(growl) к агрессивной главной партии вокала.

Удивительно, как эффективно можно улучшить дорожку просто просматривая различные плагины дисторсии, выбирая лучший и настраивая его по своему вкусу. Однако стоит помнить об ограничениях простой вставки дисторсии. Во-первых, увеличение дисторсии одновременно увеличивает и уровень, и плотность добавляемых гармоник. Во-вторых, нельзя напрямую задать количество продуктов дисторсии в каждой спектральной области. Поэтому обычно подход с параллельной обработкой (используя дисторсия как send-эффект) лучший выбор, потому что обеспечивает больше простора для принятия решения о том, где точно стоит добавить дисторсии. Например, Вы можете решить применить сильную дисторсию для уплотнения гармоник и затем смешать с необработанным треком на умеренном уровне. Так же можно свободно использовать эквалайзер на канеле дисторсии, чтобы добавить гармоники в нужных областях. Можно сделать компрессию сигнала перед дисторсией, для того, чтобы получить более стабильную плотность добавляемых гармоник. Тем не менее, с параллельной обработкой стоит быть внимательным с несовпадением фазы между обработанным и необработанным сигналом и применять вращение фазы при необходимости.

Один из типов параллельной дисторсии, о котором следует упомянуть отдельно, это техника высокочастотного улучшения, впервые использованная Aphex в Aural Exciter. С этим типом параллельной дисторсии сигнал подается на обработку дисторсии после агрессивной высокочастотной фильтрации и компрессии. Микширование обработанного сигнала с необработанным дает неестественный уровень плотности на высоких частотах, что помогает треку звучать более детально и воздушно.

Не стоит говорить, что Aphex долгое время была наиболее популярным выбором для главной партии вокала. Если Вы собираетесь использовать этот эффект, то стоит помнить о некоторых проблемах. Во-первых, нужно понять, что эффект может чрезвычайно утомить слух, таким образом чувствительность сильно снизится. Важно не терять объективность при обработке звука. Отключите эффект, прослушайте исходный звук, затем представьте себе что должно получится после обработки и снова включите эффект, чтобы убедиться, что эффект делает то, что и задумывалось. Без этой предосторожности можно попасть в одну из старейших уловок – выкручивание эффекта слишком сильно, потому что слух стал менее чувствительным, так что наутро после ночного сна можно будет услышать, что певец теперь звучит просто ужасно!

Еще один момент следует держать в голове – большинство дисторсий уменьшают динамический диапазон, поэтому может потребоваться дополнительная компенсация динамики. Во многих ситуациях, однако, этот побочный эффект может быть полезным, в частности при обработке зашумленных сигналов.

Сдвиг основного тона для создания плотности

Еще один способ для добавления гармоник — использование сдвига основного тона для его дуб-лирования в другом частотном регистре. С мелодическими и гармоническими частями, наиболее устойчивым интервалом является октава, но сдвиги на три/четыре полутона тоже могут сработать хорошо в некоторых случаях. Чаще полезен сдвиг тона вверх, чем вниз. Эта техника, как правило, менее успешно работает с ударными и перкуссиями, так как такие сигналы наполнены множеством переходным процессов и шумами, что мешает эффекту сдвига тона хорошо звучать.

Это был перевод части главы 12 Beyond EQ из замечательной книги «Mixing Secrets for The Small Studio« (Одна из немногих книг на амазоне с пятью звездочками рейтинга)


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *